СУДЕБНАЯ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ЭТАПА СТАНОВЛЕНИЯ

Научно-технический прогресс, интеграция специальных знаний в судебный процесс, а в некоторых случаях, изменения в законодательстве являются причинами возникновения новых видов судебных экспертиз.

В перечень родов (видов) судебных экспертиз, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 237 [1] включен новый вид экспертизы, получивший наименование «землеустроительная экспертиза».

Судебная землеустроительная экспертиза (СЗЭ) находится на этапе становления. Зарождение данного вида экспертиз произошло с принятием Конституции РФ и введением земельных участков в гражданский оборот. Исследования земельных участков производились в рамках  судебной строительно-технической экспертизы, как  объектов функционально связанных с объектами строительства. Но по мере увеличения числа и разнообразия земельных споров, обусловленных увеличением ценности земельных участков как объектов имущественных прав, а также качеством кадастровых работ не всегда удовлетворяющим нормативным требованиям, становилось ясно, что необходимо выделение в отдельный вид судебных экспертиз, назначаемых при решении споров по земельным участкам.

Как и все судебные экспертизы на этапе становления, СЗЭ имеет свои проблемы и задачи. Рассмотрим некоторые (основные) из них.

Проблемы

  1. Несоответствие наименования вида судебных экспертиз объекту экспертиз

В соответствии с Федеральным Законом N 78-ФЗ от 18.06.2001 (ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) «О землеустройстве» [2], объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон; землеустроительная документация — документы, полученные в результате проведения землеустройства. На практике объектами СЗЭ являются земельные участки, а также правоустанавливающие документы и техническая документация на земельные участки. Противоречие в наименовании экспертиз, назначаемых при разрешении споров по земельным участкам, обусловлено тем, что ранее, до введения в действие  Федерального закона от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ [3], земельные участки относились к объектам землеустройства.

  1. Отсутствие методических рекомендаций по проведению землеустроительных экспертиз

В зависимости от объекта экспертизы и поставленных перед экспертом вопросов содержание экспертного исследования в рамках судебной землеустроительной экспертизы может быть различным. В общем случае исследование включает изучение материалов дела, представленных Судом для проведения экспертизы, натурное обследование земельных участков —  инженерно-геодезические работы по определению площади, размеров, конфигурации земельного участка (земельных участков), а также местоположения границ земельных участков с последующим анализом полученных данных и сопоставлением их с данными Государственного кадастра недвижимости (ГКН), правоустанавливающей и технической документации. При этом не регламентирован состав инженерно-геодезических работ, являющихся важнейшей частью СЗЭ.  Существует ряд нормативных актов, которые возможно применять для регламентации точности и порядка выполнения инженерно-геодезических работ в рамках проведения СЗЭ. К ним относятся:

  • Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 августа 2012 г. N 518 [4]
  • Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства, утверждены 17 февраля 2003 г. [5]
  • Инструкция по межеванию земель, утверждена Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 8 апреля 1996 года [6]

Но все эти нормативные акты относятся к ведению кадастра и не отражают в полной мере специфики инженерно-геодезических работ, производимых в рамках СЗЭ.

Нет рекомендаций по вопросу допустимых расхождений между данными полученными в результате натурного исследования земельных участков и данных ГКН, правоустанавливающей, технической документации. К тому же существует проблема «иерархии» данных различных документов о характеристиках земельных участков. Например, зачастую данные технической документации, выданной до проведения земельной реформы, не рассматриваются экспертами и Судом, т.к. в них не содержатся сведения о координатах характерных точек объекта исследования и т.п. и анализируются только документы «нового» образца, имеющие «все необходимые» сведения. При этом не учитывается, что земельные участки были предоставлены в «другой» стране, с другим строем и отношением к собственности и, соответственно, с другими действовавшими на тот момент формами документов. Еще один пример, это когда на основании п. 9 ст. 38 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» [7] местоположение границ земельного участка определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. При этом игнорируются фактически сложившиеся границы земельных участков, существующие зачастую с момента предоставления земельных участков к тому же часто находящиеся в плотной жилой застройке. Это лишь малая часть вопросов, ответы по которым необходимо отразить в методических рекомендациях по проведению СЗЭ.

  1. Отсутствие четких требований к специалистам, имеющим право быть назначенным судебным «землеустроительным» экспертом

В современной практике проведения судебных землеустроительных экспертиз экспертами часто назначаются специалисты, имеющие образование по строительным специальностям. Это обусловлено, совсем недавним выделением рассматриваемых экспертиз в отдельный вид из строительно-технических экспертиз. Специалист, претендующий на роль судебно землеустроительного эксперта должен обладать знаниями, умениями и навыками в области геодезии, кадастра недвижимости, землеустройства, других смежных областях. Не всегда эксперт-строитель отвечает этим требованиям. Наиболее подходящим специалистом на роль землеустроительного эксперта является кадастровый инженер.

 

Задачи:

  1. Приведение теории и практики проведения землеустроительных экспертиз в соответствие друг с другом. Определение таких теоретических понятий как объект, предмет, задачи землеустроительных экспертиз и т.д.
  2. Разработка методических рекомендаций по проведению землеустроительных экспертиз с подробным описанием требований к точности производимых работ, описанием комплекса инженерно-геодезических работ в рамках проведения землеустроительных экспертиз.
  3. Разработка конкретных требований к специалисту, имеющему право быть назначенным судебным землеустроительным экспертом.

 

 

 

Библиографический список

  1. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 237 «Об утверждении перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России»
  2. Федеральный Закон N 78-ФЗ от 18.06.2001 (ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) «О землеустройстве»
  3. Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»
  4. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 августа 2012 г. N 518
  5. Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства, утверждены 17 февраля 2003 г.
  6. Инструкция по межеванию земель, утверждена Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 8 апреля 1996 года
  7. Федеральный закон №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»