Анализ нормативных актов, регламентирующих точность геодези-ческих данных для судебных землеустроительных экспертиз

В соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации, введенным в действие в   25.10.2001 г. [1], все земельные споры решаются в судебном порядке, и в большинстве случаев требуется назначение судебной экспертизы.

Судебные экспертизы, назначаемые при решении земельно-кадастровых споров, получили наименование «землеустроительные экспертизы». Данный вид экспертиз возник недавно и включен в перечень родов (видов) судебных экспертиз, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 237 [2]. В связи с этим на данный момент отсутствуют методические указания по проведению землеустроительных экспертиз.

Такие характеристики земельных участков, как местоположение границ, площадь, размеры, конфигурация, определяемые для подготовки экспертного заключения, могут быть получены с достаточной точностью только при проведении комплекса инженерно-геодезических работ. Это определяет применение принципов и методов прикладной геодезии в такой сфере деятельности как судебные экспертизы.

Требуемая точность геодезических данных, получаемых в результате проведения инженерно-геодезических работ, производимых в рамках экспертного исследования, диктуется требованиями к точности определения координат характерных точек земельных участков, которые в свою очередь определяются следующими нормативными актами:

Инструкция по межеванию земель, утвержденная Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 8 апреля 1996 г. [3];

методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденные Федеральной службой земельного кадастра России 17 февраля 2003 г. [4];

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 августа 2012 г. N 518 «О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке» [5].

Указанные нормативные акты были разработаны разными ведомствами, в разные периоды земельной реформы и ведения кадастра. Анализ начнем с Приказа [5], введенного в действие последним.

Пункт 6 Приказа [5] гласит: «Величина средней квадратической погрешности местоположения характерной точки границы земельного участка не должна превышать значения точности определения координат характерных точек границ земельных участков, из установленных в приложении к настоящим требованиям». Данные значения указаны в табл. 1 «Значения точности определения координат характерных границ земельных участков».

Таблица 1–Значения точности определения координат характерных точек границ земельных участков

 

№ п/п Категория земель и разрешенное использование земельного участка Средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точекне более, м
1 Земельные участки, отнесенные к землям населенных пунктов 0,10
2 Земельные участки, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения и предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального гаражного строительства 0,20
3 Земельные участки, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения, за исключением участков, указанных в пункте 2 2,50
4 Земельные участки, отнесенные к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, землям обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения 0,50
5 Земельные участки, отнесенные к землям особо охраняемых территорий и объектов 2,50
6 Земельные участки, отнесенные к землям лесного фонда, водного фонда и землям запаса 5,00
7 Земельные участки, не указанные в пунктах 1-6 2,50

 

Известен юридический принцип, который звучит: «Закон может приобрести обратную силу только при указании закона». Согласно этому принципу при проведении судебной землеустроительной экспертизы, специалист, проводящий исследование и дающий экспертное заключение по поставленным перед ним вопросам должен руководствоваться нормативными актами, действующими на момент предоставления земельных участков либо оформления прав на земельные участки, в том числе на момент межевания. До введения в действие ФЗ № 221 «О государственном кадастре недвижимости» [6] и внесения изменений в Земельный кодекс РФ земельные участки относились к объектам землеустройства. Нормативная точность межевания объектов землеустройства (табл. 2), приведенная в Методических рекомендациях по проведению межевания объектов землеустройства [4], соответствует значениям точности определения координат характерных границ земельных участков, указанных в Приказе [5] .

Таблица 2– Нормативная точность межевания объектов землеустройства

№ п/п Градация земель Средняя квадратическая ошибка Mt положения межевого знака относительно ближайшего пункта исходной геодезической основы,не более, м Допустимые расхождения при контроле межевания, м
Sдоп fдоп
1 Земли поселений (города) 0,10 0,20 0,30
2 Земли поселений (поселки, сельские населенные пункты); земли, предоставленные для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного и индивидуального жилищного строительства 0,20 0,40 0,60
3 Земли промышленности и иного специального назначения 0,5 1,0 1,5
4 Земли сельскохозяйственного назначения (кроме земель, указанных в п.2), земли особо охраняемых территорий и объектов 2,5 5,0 7,5
5 Земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса 5,0 10,0 15,0

 

В рекомендациях [4] сделано примечание: «Предельная ошибка положения межевого знака равна удвоенному значению Mt (средняя квадратическая ошибка положения межевого знака относительно ближайшего пункта исходной геодезической основы)». Из теории математической обработки геодезических измерений известно, что случайная погрешность измерения может быть больше удвоенной средней квадратической только в 5 случаях из 100. Если в ряду случайных ошибок встречается ошибка по абсолютному значению больше предельной для данного ряда, то такую ошибку считают грубой.

Необходимо отметить, что в табл. 2 имеются значения не только средних квадратических ошибок Mt положения межевого знака относительно ближайшего пункта исходной геодезической основы, но и значения допустимых расхождений при контроле межевания – абсолютное расхождение в длине контролируемой линии ∆Sдоп  и  абсолютное расхождение в координатах fдоп. Допустимое абсолютное расхождение в длине контролируемой линии ∆Sдоп равно удвоенному значению средней квадратической ошибки Mt положения межевого знака относительно ближайшего пункта исходной геодезической основы для каждой категории земель; допустимое абсолютное расхождение в координатах fдоп равно утроенному значению средней квадратической ошибки Mt положения межевого знака относительно ближайшего пункта исходной геодезической основы для каждой категории земель. Таким образом, при подготовке экспертного заключения, делая выводы о допустимости расхождений в длинах линий, координатах земельных участков, эксперт должен руководствоваться Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства [4].

Если рассматривать Инструкцию по межеванию земель [3], то тут точность определяется средней квадратической погрешностью межевых знаков относительно пунктов ГГС, ОМС (ОМЗ)  и зависит от масштаба базовых кадастровых карт и планов в зависимости от категории земель (табл. 3).

Таблица 3 – Точностные и другие характеристики межевания земель

Градация земель СКП взаимного положения пунктов (ОМЗ), не более, мм СКП положения межевых знаков относительно пунктов ГГС, ОМС (ОМЗ), не более, мм Плотность (густота) пунктов ГГС и ОМС  (ОМЗ) Рекомендуемые масштабы базовых кадастровых карт и планов
Земли городов и посёлков 0,05 0,1 Не менее 4-х на1 кв. км 1:10001:2000
Земли сельских населённых пунктов; земли пригородной зоны в т.ч. предоставленные для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства и другие То же самое То же самое Не менее 4-х на населённый пункт, дачный посёлок, садоводческое хозяйство 1:20001:5000
Земли сельскохозяйственного назначения, земли особо охраняемых территорий и другие То же самое То же самое Узловые точкитрех и более землевладений и землепользований 1:100001:250000
Земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса и другие То же самое То же самое То же самое 1:250001:50000

 

Примечание: средние квадратические погрешности в графах 2 и 3 рассматриваются применительно к  масштабам базовых кадастровых карт и планов; базовые кадастровые карты являются исходными для создания кадастровых карт и планов земельного участка, села, посёлка, сельского административного округа, административного района, города, республики, края, области.

 

Проанализировав табл. 1 и 2, можно сделать вывод, что требования Приказа [5], Методических рекомендаций [4] однозначные, в отличие от требований к точности Инструкции по межеванию [3], но в целом соответствуют им.

Принимая во внимание письмо Министерства экономического развития от 17 октября 2011 г. N 22781-ИМ/Д23 [7] и соответствие требований, представленных в табл. 1-3, по мнению автора статьи, при выполнении инженерно-геодезических работ должна обеспечиваться точность из табл. 1 но, при необходимости (если работы проведены до введения Приказа [5]), со ссылкой на табл. 2 и 3.

Таким образом, можно сделать вывод, что при выполнении инженерно-геодезических работ и при подготовке экспертного заключения на основании данных, полученных в результате этих работ, ввиду отсутствия методических рекомендаций  по проведению судебных землеустроительных экспертиз, необходимо комплексное использование нормативных актов  [3-5].

 

Список литературы

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ.
  2. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 237 «Об утверждении перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России».
  3. Инструкция по межеванию земель, утвержденная Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 8 апреля 1996 года.
  4. Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра России 17 февраля 2003 года.
  5. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 августа 2012 г. N 518 «О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке».
  6. Федеральный закон №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
  7. Письмо Министерства экономического развития от 17 октября 2011 г. N 22781-ИМ/Д23.